[an error occurred while processing this directive]
Автомобили тоже любят наряжаться
В автомобильной индустрии, как и в мире моды, есть свои цветовые тенденции. В последнее время все более популярным становится черный цвет, который в области моды уже давно имеет статус культового. Как сообщает Федеральное автотранспортное ведомство ФРГ, из приобретенных за последнее время в этой стране машин 30,5% - черные.
Сейчас он лишь ненамного отстает от серого и серебристого оттенков, доля которых - вместе взятых - составляет 40%.
Тот, кто пытается объяснить пристрастие к темному цвету плохим настроением в стране, ошибается, уверены профессионалы. "Черного заметно прибавилось прежде всего в 2006 и в 2007 году, во время ощутимого экономического подъема и позитивного экономического настроя в целом", - говорит Михаэль Бросс, заведующий немецким институтом лаков и красок во Франкфурте.
Специалисты этому не удивляются. Еще Генри Форд говорил: "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет - черный". У покупателей черные машины ассоциируются с серьезностью, уверенностью в себе, силой и роскошью. Черный автомобиль воспринимается совсем не так, как светлый, уверен Бросс. Как правило, черный транспорт выглядит сильнее и благороднее. И это сыграло не последнюю роль в том, что среди правительственных и представительских автомобилей в большинстве стран мира преобладают черные.
Тем, кто родился в СССР, это очень хорошо знакомо: если приобрести самую престижную советскую машину - "Волгу" было еще можно, то легально обзавестись этим же авто черного цвета было практически нереально (разве что б/у).
По негласному правилу эти "начальственные" автомобили в продажу не поступали. Поэтому черный цвет, символизирующий в массовом сознании определенный статус, пользуется популярностью и у россиян. Наши сограждане до сих пор часто выбирают автомобили темных цветов независимо от ценового сегмента.
"Черный цвет может в ближайшее время потеснить конкурентов и выйти на первое место", - предсказывал еще в начале этого года Пол Парди из британского страхового агентства.
Темные цвета распространены еще и по другим причинам: они требуют меньше ухода, следовательно, можно сэкономить на частой мойке; на них не так заметны царапины, сколы и прочие повреждения. Кроме того, как отмечает ведущий дизайнер Land Rover и Jaguar Адриана Монк, черный всегда был дизайнерским цветом: "Машина смотрится меньше, изящнее. Черный цвет делает ваш автомобиль благороднее, как маленькое черное платье делает таковой женщину".
Иногда выбор того или иного оттенка может быть предопределен и маркой автомобиля. Например, по статистике россияне предпочитают покупать модели Audi Q7, A8, A6 в черном или темно-сером цветах.
Однако в последнее время на российских дорогах можно встретить больше ярких автомобилей, чем раньше, особенно это стало заметно с приходом на отечественный рынок итальянских марок Lamborghini и Alfa Romeo, а также с распространением экономичных городских моделей. Но радужное разнообразие салатового, желтого, красного встречается только в мегаполисах, где маленькие машины - это, пожалуй, самое разумное средство передвижения.
Что касается синего цвета, то доля синих автомобилей на рынке ФРГ составляет сейчас 15,6%. Синий занимает третье место на шкале популярности. Красный, любимый цвет немецких автолюбителей прошлого десятилетия, в последние годы почти скрылся из поля зрения. Но, по мнению исследователей цветовых тенденций, в этом году красный мог бы впервые за долгое время снова преодолеть пятипроцентный барьер.
Возрождаются и другие цвета, например, белый. Уже в минувшем году была замечена тенденция к светлым тонам. На международных автомобильных выставках доминировал белый, иногда вплоть до интерьера салона. Но белый цвет тоже не так прост, как кажется. "Производители краски для транспортных средств демонстрируют настоящее мастерство, разрабатывая огромное количество совершенно разных оттенков белого цвета для автомобильной индустрии, так, чтобы каждая марка машины могла отличаться своим специфическим белым", - подчеркивает Бросс. Палитра оттенков белого простирается от прохладных, блестящих цветов до теплых кремовых тонов, и это напоминает то кристаллики льда, то свежевыпавший снег, то молоко, то яичную скорлупу, то пенку от каппучино. Но, согласно статистике Федерального транспортного ведомства, белый цвет по популярности занимает всего лишь седьмое место из десяти.
Между тем американские исследователи утверждают, что между цветом машины и возможностью ДТП существует прямая зависимость. Статистика дорожно-транспортных происшествий утверждает, что на долю столкновений автомобилей темных цветов приходится 61,3% случаев происшествий, темных со светлыми - 32,6%, светлых со светлыми - 6,1%.
Ученые показали, что автомобили темного цвета были участниками 57% происшествий, случившихся с автомобилями контрольной группы, в то время как автомобили светлых и ярких окрасок - участниками 43% дорожно-транспортных происшествий. Самым же безопасным признан серебристый цвет.
Пока, как говорит руководитель исследования Сью Фернесс из Университета Окленда, ученые не в состоянии объяснить этот феномен. "Возможно, дело в комбинации светлого цвета и большой отражательной способности", - рассуждает она.
Оказывается, окраска автомобиля существенно влияет на оценку его скорости и расстояния до него. Например, кажется, что красный автомобиль более быстро двигается и находится на более близком расстоянии, чем на самом деле, а автомобили синих и зеленых цветов - наоборот.
Например, при нахождении на расстоянии 100 м от водителя встречного автомобиля и при скорости 70 км/ч восприятие таково: черный автомобиль кажется на удалении 108 м, а его скорость оценивается в 62 км/ч; автомобиль синего цвета - на 104 м, а скорость - 69 км/ч; автомобиль белого цвета на 98 м, а скорость 72 км/ч; автомобиль желтого цвета - на 96 м, а скорость 74 км/ч; автомобиль красного цвета - на 92 м, а скорость 78 км/ч.
К зрительным иллюзиям, вызванным цветом, относится также искажение восприятия размеров объекта. Например, автомобили темных расцветок зрительно кажутся меньшими, чем светлые. Кроме того, зеленые и коричневые машины сливаются с окружающей средой и становятся плохо заметны в условиях недостаточной видимости - проявляется эффект камуфляжа.
Кстати, по общеевропейской статистике коричневые автомобили угоняют реже всего. Распространено мнение, будто проблема, связанная с цветом кузова, решится, если автомобили будут иметь светлую и яркую окраску, обеспечивающую хорошую видимость в любых дорожных условиях. Но это верно лишь отчасти. Опытные водители не раз замечали, что как только на дороге появляется несколько ярких машин - жди аварии или критической ситуации.